|
|
|
|
|
Суворов о себе |
|
Суворов о себе, о своем идеале воина, человека |
- Из письма А.И. Бибикову. 25 ноября 1771 года
«Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе мое имя в славе моего Отечества и все успехи относил к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто производимое мгновенным порывом, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей... Я унываю в праздной жизни, свойственной тем низким душам, которые живут только для себя, ищут верховного блага в истомлении и, переходя от утех к утехам, достигают тягостной скуки... Трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом: частое упражнение ее также оживотворяет, как обыкновенные движения подкрепляют тело».
Жизнь Суворова, им самим описанная, или Собрание писем и сочинений его..., ч. 1, с. 20—21.
- Из письма А. И. Бибикову от 21 октября 1772 года
«Сердце мое не затруднялось в добре, и должность пи-когда не полагала в нем преград. Поступая откровенно, я остерегался одного нравственного зла, а телесное само собой исчезало».
Жизнь Суворова, им самим описанная, или Собрание писем и сочинений его..., ч. 1, с. 47.
- Из писем Суворова к князю Г.А.Потемкину
- «Ищите ли истинной славы, идите по следам добродетели. Последней я предан, а первую замыкаю в службе Отечества».
- «По естеству, или случаем, один способен к первой роли, другой — ко второй! — Не в своей роли — испортят!»
- «Добродетель всегда гонима».
Жизнь Суворова, им самим описанная, или Собрание писем и сочинений его..., ч. 1, с. 83,87,88.
- Наставление Суворова дочери Наташе
«...помни, что вольное обхождение производит презрение; остерегайся вольности в поступках. Привыкай к учтивости непринужденной. Убегай обществ, желающих блистать умом: нравы их по большей части развратны...»
Жизнь Суворова, им самим описанная, или Собрание писем и сочинений его..., ч. 2, с. 8.
- Письмо или военное наставление Суворова к крестнику его, сыну знаменитого Карачая1
«Любезный сын мой, Александр!
Как человек военный, вникай в сочинения Вобана, Кегорна, Кураса, Гибнера, будь несколько сведущим в богословии, физике и нравственной философии; внимательно читай Евгения, Тюренна, Комментарии Цезаря, Фридриха II, первые тома Роллепа с продолжением и графа Саксонского; знание языков полезно для знакомства с литературой; танцуй, упражняйся в верховой езде и в фехтовании.
Достоинства военные суть: для солдата отвага, для офицера смелость, для генерала доблесть, руководствуемые началами порядка и дисциплины, управляемые бдительностью и предусмотрительностью.
Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках; проявляй пламенную ревность к службе своему государю; люби истинную славу; отличай честолюбие от гордости и кичливости; с юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных; тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример.
Непрестанное изощрение глазомера сделает тебя великим полководцем. Умей пользоваться местоположением, будь терпеливым в трудах военных; не поддавайся унынию от неудач; предупреждай обстоятельства истинные, сомнительные и ложные; остерегайся неуместной запальчивости.
Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру.
'Никогда не презирай своего неприятеля, каков бы он ни был; знай хорошенько его оружие и способы обращения с ним; знай, в чем заключается сила и в чем'слабость врага.
Приучайся к неутомимой деятельности; повелевай счастьем, ибо одна минута решает победу; покоряй себе эту минуту с быстротой Цезаря, который столь хорошо умел застигать врасплох своих врагов, даже средь бела дня, обходить их и нападать на них там, где ему было угодно, и тогда, когда угодно; отрезывай у него всякого рода запасы; будь искусным в том, чтобы твои войска никогда не испытывали недостатка в пропитании. Да возвысит тебя бог до геройства знаменитого Карачая!»
Жизнь Суворова, им самим описанная, или Собрание писем и сочинений его..., ч. 2, с. 63—67.
Примечание:
1. В сражении под Фокшанами особенно отличился австрийский полковник Андрей Карачай. Его боевые подвиги и он сам так пришлись по сердцу Суворову, что он дал согласие заочно быть восприемником его сына, названного Александром в честь крестного отца. Желая видеть в крестнике воина, достойного своего отца, полководец и составил приводимое здесь наставление.
|
|
|
|